%NL%Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/MUD Перевел: Dr.Lance, ноябрь-декабрь 2009 г., 01.01.2010 г.%ENDNL%

Что такое MUD

В области сетевых игр MUD [МПМ] (multi-user dungeon [многопользовательский мир]), произносится "мад", -- это многопользовательский виртуальный мир в реальном времени, полностью описываемый текстом. В нем смешаны элементы:

  • ролевых игр;
  • игр по принципу "руби и режь" ("hack and slash"), в которых игровой процесс состоит в основном из однообразных боёв;
  • игр по принципу "интерактивной литературы" (interactive fiction), в которых игроки используют текстовые команды для контроля над персонажем и влияния на окружающую среду и реакцию на свои действия также получают в текстовом виде;
  • обмена текстовыми сообщениями между игроками в реальном времени (чат).

Игроки могут читать описания различных мест, объектов, других игроков, компьютерных персонажей и событий, происходящих в виртуальном мире. Игроки взаимодействуют друг с другом и миром с помощью текстовых команд, близких к обычному языку, на котором мы ежедневно общаемся в реальной жизни.

Традиционно большинство мадов реализуют фэнтезийный мир, населенный вымышленными расами и монстрами, в котором игроки могут выбрать для своего персонажа один из множества классов (профессий), каждый из которых имеет свои особые умения и силы. Целями такой игры являются:

  • истребление монстров;
  • исследование мира;
  • выполнение заданий за награду (квестов);
  • поиск приключений;
  • создание интересных историй с помощью отыгрывания роли;
  • и продвижение уровня созданного персонажа.
Игровой процесс многих мадов организуется по правилам серии настольных игр D&D (Dungeons & Dragons), основанным на броске игральных костей (кубиков).

Хотя фэнтэзийное окружение в мадах очень распространено, существует множество мадов, мироздание которых научно-фантастическое или основано на мирах, описанных в популярных книгах, фильмах, мультфильмах, существуют мады по известным историческим событиям и так далее. Не все мады являются играми; некоторые, их чаще обозначают аббревиатурой "MOO" (MUD, object oriented - объектно-ориентированный мад), используются для дистанционного обучения или для проведения виртуальных собраний. Мады вызывают интерес ученых, специализирующихся в различных областях науки: системы связи, социология, юриспруденция, экономика виртуальных миров.

Большинство мадов запущены любителями и бесплатны для игроков; некоторые принимают денежные пожертвования или продают игрокам различные, ценные в виртуальном мире, вещи. Есть и такие, кто взимает с игроков ежемесячную плату. Входить в мады можно с помощью стандартного telnet-клиента или специализированных клиентов для игры в мады, которые спроектированы так, чтобы облегчить жизнь пользователям. Сами игры можно найти в списках на множестве веб-порталов, например "The MUD Connector" (http://www.mudconnect.com).

Считается, что современные игры типа "World of Warcraft" и социальные виртуальные миры, такие как "Second Life" произошли от первых мадов [1]. Первоначально графические виртуальные миры назывались графическими мадами, из которых самым известным был "Everquest", но, примерно в районе 2000 года, стандартным названием таких игр стала аббревиатура "MMORPG" (massively multiplayer online role-playing game - сетевые ролевые игры с очень большим количеством игроков). MMORPG "RuneScape" начиналась как обычный текстовый мад, в который позже добавили графику. Многие старые мады действуют до сих пор, а большинство из влиятельных разработчиков MMORPG, такие, например, как Raph Koster (Раф Костер), Brad McQuaid (Брэд Маккуэйд), Mark Jacobs (Марк Якобс), Brian Green (Брайен Грин) и J. Todd Coleman (Тодд Коулмен), начинали в качестве разработчиков мадов и/или игроков в мады.

(Этих первых абзацев достаточно для тех, кто спешит или не любит много читать. Далее пойдут подробности. - Прим.пер.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. История появления
2. Распространение
        2.1. TinyMUD
        2.2. LPMUD
        2.3. DikuMUD
        2.4. Simutronics
3. Графические мады
4. Игровой процесс
        4.1. Мады по принципу "руби и режь" ("hack and slash")
        4.2. Мады по принципу "игрок против игрока" (PvP, PK и т.п.)
        4.3. Ролевые мады
        4.4. Мады по принципу чата (Talkers)
5. Психология и стили игры
6. Сопутствующие темы
7. Ссылки на статьи
8. Ссылки на сайты

История появления

В 1975 году программист и спелеолог-любитель Will Crowther [Уилл Кроутер] создал на компьютере "PDP-10" фирмы "DEC" текстовую игру с названием "Colossal Cave Adventure" ["Приключение в огромной пещере"], известную также под названиями "ADVENT", "Colossal Cave", "Adventure". Эта игра стала родоначальником игрового жанра "adventure" [игра-приключение]. В таких играх игрок принимает на себя роль героя некой интерактивной истории, сюжет которой продвигается по мере исследования окружающего мира и разгадывания загадок, которые игра ставит перед героем.

В 1976 году игра была значительно расширена Доном Вудсом [Don Woods]. "Adventure" содержит множество черт, характерных для серии игр "D&D", а также множество ссылок на эту серию, в том числе личность ведущего игры ["dungeon master" (DM) или "game master" (GM)], в качестве которого в данном случае выступает компьютерная программа.

Летом 1977 года группа студентов MIT [Массачусетский технологический институт], вдохновленная игрой "Adventure", написала на компьютере "PDP-10" игру с названием "Zork" и эта игра мгновенно распространилась в сети "ARPAnet", предшественнице современного интернета. В 1978 году программист, работавший в фирме "DEC", портировал игру "Zork" на язык программирования "фортран" [Fortran] и дал ей более осмысленное название -- "Dungeon" [темница, склеп].

В 1978 году студент университета Эссекса (Великобритания) Рой Трабшоу начал работу над созданием многопользовательской игры-приключения на языке ассемблера "MACRO-10" компьютера "PDP-10" фирмы "DEC". Создаваемую игру он, в честь вышеупомянутой игры "Dungeon", в которую он много и с удовольствием играл, назвал "MUD" [multi-user Dungeon], то есть многопользовательская "Dungeon". В 1980 году Рой Трабшоу перевел программный код игры на язык программирования BCPL (предшественник "Си") и передал разработку своему приятелю Ричарду Бартлу [Richard Bartle], тоже студенту университета Эссекса.

Игра "MUD", более известная как "Essex MUD" (позже ее назвали "MUD1"), функционировала в сети университета Эссекса до конца 1987 года. Цель игры состояла в наборе игроком определенного количества очков, позволяющего ему получить звание "волшебника", которое давало персонажу игрока бессмертие и определенную власть над смертными. Известность игры значительно расширилась, когда администраторы ввели в действие учетную запись гостя, которая позволяла пользователям "JANET" (британская академическая компьютерная сеть) присоединяться к игре с 2 ночи до 8 утра в будни и круглосуточно на выходных. "MUD1" был официально закрыт в 1987 году под давлением компании "CompuServe", которой Ричард Бартл передал права на игру. После этого в сети университета Эссекса остался только "MIST" -- мад, созданный на основе "MUD1", с похожим игровым процессом. "MIST" стал одним из первых мадов, добившихся широкой популярности. "MIST" функционировал до начала 1991 года, когда компьютер "PDP-10", на котором этот мад был установлен, списали.

На рождественских каникулах в 1985 году Нил Ньюэлл [Neil Newell], фанат "MUD1", не выдержав разлуки с любимой игрой ("MUD1" был отключен на праздники), взялся за создание собственного мада, который он назвал "SHADES". Начавшись как хобби, "SHADES" стал доступен в Великобритании как коммерческий мад через интерактивную телевизионную сеть "Prestel" компании "British Telecom" и информационного провайдера "Micronet", действующего через "Prestel". Скандал вокруг "SHADES" привел к закрытию информационного провайдера "Micronet" -- эти события описаны в книге Индры Синхи [Indra Sinha] "Киберцыгане" ["The Cybergypsies"].

В 1985 году Пип Кордри [Pip Cordrey] собрал на своей BBS команду для создания клона "MUD1", который можно будет запускать на домашнем компьютере. Мад, базирующийся на произведениях Дж.Р.Р.Толкина, получил жизнь в 1986 году и был назван "MirrorWorld" ["Зеркальный мир"].

Также в 1985 году свет увидело творение под названием "Gods" ["Боги"] Бена Лори [Ben Laurie], тоже клон "MUD1", где в конце игры пользователям давалась возможность редактировать виртуальный мир из игры. "Gods" стал коммерческим мадом в 1988 году.

В том же 1985 году в компьютерной сети "CompuNet" был запущен проект под названием "Multi-User Galaxy Game" ["Многопользовательская галактика"]. Эта игра явилась научно-фантастической альтернативой "MUD1", который уже функционировал в этой сети. Когда один из двух программистов ушел из "CompuNet", оставшийся программист, Алан Лентон [Alan Lenton], решил переписать игру с нуля и дал полученному название "Federation II" (таким образом, игры с названием "Federation I" не существовало). Этот мад официально был запущен в 1989 году.

В 1978 году, примерно в то же самое время, когда Рой Трабшоу трудился над "MUD", Алан Клец [Alan E. Klietz] написал игру, которую назвал "Milieu" [обстановка, окружение]. Писал он ее на языке программирования "Multi-Pascal" (разновидность языка программирования "Pascal-S" с поддержкой многозадачности) на суперкомпьютере "CDC Cyber" серии 6600, который находился в ведении организации "Minnesota Educational Computing Consortium" (эта организация занималась предоставлением для учебных целей ученикам школ Миннесоты компьютерного времени). В 1983 году Клец портировал "Milieu" на компьютер "IBM XT", дав игре новое название -- "Scepter of Goth" ["Скипетр готов"]. В "Скипетр" одновременно могло играть от 10 до 16 игроков, которые обычно подсоединялись к игре по модему. Это был один из первых коммерческих мадов, лицензии на него были проданы многим. Сначала "Скипетр" принадлежал компании "GamBit" (из г.Миннеаполис в штате Миннесота), которая его и эксплуатировала. Компания была создана Бобом Алберти [Bob Alberti]. Позже активы "GamBit" были проданы компании "InterPlay" (из г.Фэйрфакса в штате Вирджиния), которая, в конечном счете, обанкротилась.

В 1984 году Марк Питерсон [Mark Peterson] написал игру "The Realm of Angmar" ["Королевство Ангмар"], которая изначально являлась клоном "Scepter of Goth". В 1994 году Питерсон переписал "The Realm of Angmar", адаптировав ее под MS-DOS (в то время -- основа многих BBS) и придав ей новое название -- "Swords of Chaos" ["Мечи хаоса"]. В течение нескольких лет эта игра была очень популярной разновидностью мада, установленной на множестве BBS, вплоть до широкого распространения интернета, который вытеснил большинство BBS.

В том же 1984 году Марк Якобс [Mark Jacobs] создал и ввел в действие коммерческий игровой сайт "Gamers World" ["Мир игроков"]. Сайт представил две игры, созданные Якобсом: 1) мад с названием "Aradath", который позже был переименован, улучшен и переведен на "GEnie" (сетевой сервис, созданный компанией "General Electric" и действовавший с 1985 года до конца 1999 года), его новым названием стало "Dragon's Gate" ["Врата Дракона"]; 2) научно-фантастическая игра типа "4X" (жанр стратегических видеоигр, в которых игрок управляет своей империей с помощью четырех принципов: "eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate" -- исследование окружающего мира, расширение территории империи, разработка ресурсов, уничтожение врагов) с названием "Galaxy" ["Галактика"], которая также была переведена на "GEnie". На пике популярности сайт имел около ста подписчиков в месяц и на "Aradath", и на "Galaxy". "GEnie" начал терять свою популярность с появлением сервисов "AOL", хотя "Dragon's Gate" позже (летом 1996 года) была перенесена в сервисы "America Online", пока не обзавелась собственным сервером. Игра "Dragon's Gate" была закрыта 10 февраля 2007 года.

Летом 1980 года в Университете Вирджинии сокурсники Джон Тейлор [John Taylor] и Келтон Флинн [Dr. Kelton Flinn] написали игру "Dungeons of Kesmai" для шести игроков по мотивам серии игр "D&D". Игра "Dungeons of Kesmai" имела ASCII-графику, как в играх типа игры "Rogue" 1980 года (игры типа "Rogue" -- "roguelike" или "рогалик" на сленге русскоязычных любителей таких игр). В 1982 году они создали компанию "Kesmai", а в 1985 году улучшенная версия "Dungeons of Kesmai", названная "Island of Kesmai", была запущена на сетевом сервисе "CompuServe". Позже, в 1996 году, двумерный графический отпрыск "Island of Kesmai" с названием "Legends of Kesmai" был запущен в качестве одного из сетевых сервисов "AOL". Коммерческую эксплуатацию этих игр закрыли в 2000 году.

Популярность мадов, первый из которых появился в университете Эссекса (Великобритания), сильно выросла в США в конце восьмидесятых, когда появились сравнительно недорогие персональные компьютеры с модемами со скоростью передачи данных от 300 до 2400 бит/c, которые позволили игрокам в ролевые игры подключаться к многолинейным BBS и к сетям поставщиков сетевых сервисов, таким как "CompuServe". В те времена аббревиатуру "MUD" иногда шутливо расшифровывали как "Multi Undergraduate Destroyer" [большой уничтожитель студентов], желая подчеркнуть огромную популярность мадов среди студентов и то, что игра в мады отнимала у них большую часть времени, отпущенного на учебу.

Распространение

Первой приобретшей широкую известность кодовой базой для создания мадов стала "AberMUD", написанная в 1987 году Аланом Коксом [Alan Cox]. Название "AberMUD" было дано по названию университета в городке Аберистуит в Уэльсе [Aberystwyth University], которое студенты этого университета между собой сокращают до "Aber". Алан Кокс был любителем игры в оригинальный мад университета Эссекса (MUD1), о котором писалось выше, и игровой процесс "MUD1" оказал сильное влияние на "AberMUD". Сначала "AberMUD" был написан на языке программирования "Би" [в английском обозначается второй буквой их алфавита "B"] на компьютере "Honeywell L66" корпорации "Honeywell", который работал под управлением операционной системы "GCOS-3" с поддержкой многозадачности ["TSS"]. В конце 1988 года "AberMUD" была переведена на язык программирования "Си", что позволило ей после выпуска этой версии в свет в 1989 году очень быстро распространиться по множеству платформ, работающих под управлением операционной системы Unix. Популярность "AberMUD" вдохновила программистов на создание других кодовых баз для создания мадов, самыми выдающимися из которых стали "TinyMUD", "LPMUD" и "DikuMUD".

TinyMUD


Многопользовательскую игру-приключение "Monster" (http://www.skrenta.com/monster/) написал Ричард Скрента [Richard Skrenta] на языке программирования "VMS Pascal" (версия Паскаля с компилятором под операционную систему "VAX/VMS") для вычислительных систем с процессорной архитектурой "VAX" (архитектура набора команд, разработанная корпорацией "DEC" для смены устаревающей архитектуры "PDP"). Выпуск игры состоялся в ноябре 1988 года. Игра "Monster" относится к типу мадов, которые называют "disk-based" (мады, база данных которых хранится на диске (ПЗУ), в отличие от "memory-based", когда база данных хранится в оперативной памяти). Модификации к игре не заставили себя ждать.

В игре "Monster" впервые была реализована идея позволить игрокам самим строить игровой мир, создавая новые квесты или новые комнаты. Игра "Monster", программный код которой состоит из около 60 тысяч строк, кажется, спроектирована так, чтобы получить действительно большое "Приключение в огромной пещере" (об игре "Colossal Cave Adventure" смотрите выше, в главе "История появления"). Несмотря на то, что "Monster" не снискала популярности, эта игра все же вдохновила Джеймса Аспнеса [James Aspnes] на создание урезанной (или уменьшенной, отсюда "Tiny" в названии) версии "Monster", которую он назвал "TinyMUD".

Кодовая база "TinyMUD" была написана на языке программирования "Си" и выпущена в конце 1989 года, породив множество отпрысков, в том числе "TinyMUCK" и "TinyMUSH". "TinyMUCK" 2-х версий имела в своем составе полноценный внутриигровой язык программирования для создания игровых объектов, названный "MUF" (Multi-User Forth -- многопользовательский "Forth", по имени уже существовавшего на тот момент похожего языка программирования "Forth"). В "MUSH" (он же -- "TinyMUSH") игроки имели возможность создавать новые комнаты и объекты, определять их поведение на внутреннем скриптовом языке. Иногда для ссылки на "TinyMUD", "MUCK", "MUSH", "MUSE", "MUX" и родственных им проектов используют термин "MU*". Кодовые базы "UberMUD", "UnterMUD" и "MOO" были созданы под влиянием "TinyMUD", однако программно прямыми потомками "TinyMUD" не были.

LPMUD


LPMUD был разработан в 1989 году шведом Ларсом Пенсьё [Lars Pensjö], откуда в названии "LPMUD" и появились буквы "LP". Пенсьё был заядлым игроком в мады, любителем и "TinyMUD", и "AberMUD". Он хотел создать мир, обладающий одновременно гибкостью "TinyMUD" и мощью "AberMUD". Чтобы достигнуть желаемого, он написал то, что в наше время называют "виртуальной машиной", которую назвал драйвером "LPMUD" [LPMUD driver], а также придумал язык программирования "LPC" (похожий на язык программирования "Си"), используемый для создания игрового мира. Драйвер занимался интерпретацией программ на языке программирования "LPC", взяв на себя все технические задачи и позволив создателям мадов целиком отдаться построению игрового мира. Со временем Пенсьё потерял интерес к "LPMUD" и разработку продолжили другие. В начале девяностых "LPMUD" был одной из самых популярных кодовых баз для создания мадов.

DikuMUD


Выпуск в 1991 году кодовой базы "DikuMUD", которая была создана под влиянием "AberMUD", привел к взрывному увеличению числа мадов в стиле "руби и режь" [hack and slash], основанных на коде "DikuMUD". Кодовая база "DikuMUD" вдохновила создателей и повлияла на разработку многих кодовых баз, в том числе "CircleMUD", "Merc", "SillyMUD", "ROM", "SMAUG" и "GodWars".

Simutronics


В 1987 году Дэвид Уотли [David Whatley], который к тому моменту уже несколько лет играл в "Sceptre of Goth" и в "Island of Kesmai" (об этих играх читайте выше, в главе "История появления"), вместе с Томом и Сьюзен Зелински [Tom и Susan Zelinski] основали компанию "Simutronics". В том же году они продемонстрировали прототип игры "GemStone" на сетевом сервисе "GEnie" (об этом сервисе упоминалось в главе "История появления"). Далее, после недолго просуществовавшей "GemStone II", в феврале 1990 года официально была запущена "GemStone III". В сентябре 1995 года "GemStone III" стала доступной пользователям сетевых сервисов "AOL". В феврале 1996 года у компании "Simutronics" появилась еще одна игра -- "DragonRealms". В конце 1997 года игры "GemStone III" и "DragonRealms" заняли первое и второе места в рейтинге самых популярных игр, доступных через "AOL".

Графические мады

Основная статья по этой теме в "Википедии": MMORPG (http://en.wikipedia.org/wiki/MMORPG).

Графический мад -- это мад, в котором для представления частей виртуального мира и его жителей используется компьютерная графика. Одним из первых знаменитых графических мадов был "Habitat", написанный Рэнди Фармером [Randy Farmer] и Чипом Морнингстаром [Chip Morningstar] для кинокомпании "Lucasfilm" в 1985 году. Для игры в такие мады от игроков требуется скачать специальную программу-клиент и графические изображения, которые используются в игре. Они варьируются от просто расширяющих пользовательский интерфейс до симулирующих трехмерные миры с трехмерными движениями, персонажами и тому подобное и с настраиваемым внешним видом аватары.

После значительного увеличения мощности компьютеров и пропускной способности интернета в конце девяностых графические мады стали известны под аббревиатурой MMORPG [Massively Multiplayer Online Role-Playing Games -- сетевые ролевые игры с очень большим количеством игроков].

Игровой процесс

Существует множество вариантов построения игрового процесса и уникальных черт определенного мада, но все же это множество отчетливо делится на определенные подгруппы, которые можно использовать для классификации игр по игровой механике и игровым жанрам.

Мады по принципу "руби и режь" ("hack and slash")


Основная статья по этой теме в "Википедии": http://en.wikipedia.org/wiki/Hack_and_slash

Из-за того, что виртуальный мир мада традиционно разбит на "комнаты", в маде сложно реализовать возможность боя на расстоянии. Поэтому большинство мадов экипирует персонажей оружием ближнего боя, а виртуальный мир мада строится на основе фэнтезийного средневековья. Мады, в которых убийство персонажей игроков персонажами других игроков ограничено и игровой процесс в основном сфокусирован на истреблении мобов и выполнении квестов, называют мадами по принципу "руби и режь" ("hack and slash").

Мады по принципу "игрок против игрока" (PvP, PK и т.п.)


Основная статья по этой теме в "Википедии": http://en.wikipedia.org/wiki/Player_versus_player

Большинство мадов ограничивает нападения персонажей одних игроков на персонажей других игроков. Такие нападения часто обозначают аббревиатурой PK (Player Killing -- убийство персонажа другого игрока). Ограничение PK в маде реализуется программным путем и с помощью различных социальных методов. Мады без таких ограничений называют "мадами с разрешенным PK" [PK MUD].

Ролевые мады


Основная статья по этой теме в "Википедии": http://en.wikipedia.org/wiki/Role-playing_game

Ролевые мады, которые, как правило, обозначаются аббревиатурой "RP MUD" [Roleplaying MUD], имеют правила, по которым игрокам строго рекомендуется или даже вменяется в обязанность в течение всей игры отыгрывать своим персонажем роль, которую они взяли на себя при создании персонажа. Некоторые ролевые мады обеспечивают богатое игровое окружение, в то время как другие -- лишь виртуальный мир без игровых элементов. Мады с обязательным отыгрыванием роли, имеющие при том соответствующий, завязанный на отыгрывание роли игровой мир, также известны под аббревиатурой "RPI MUD" [Roleplay Intensive MUD -- мад с интенсивным отыгрыванием роли].

Мады по принципу чата (Talkers)


Основная статья по этой теме в "Википедии": http://en.wikipedia.org/wiki/Talker

Менее известный, чем другие, тип мада -- "talker" ("болтун" или "говорун"), обычно реализован на кодовой базе "ew-too" (то же, что и "ewtoo" или "Elsewhere Too") или на кодовой базе "NUTS" [Neil's Unix Talk Server], либо на одной из множества их производных. Первые мады такого типа были, по существу, обычными мадами, из которых изъяли большую часть сложной игровой механики, оставив лишь команды для общения. Мады такого типа создают очень маленький сетевой трафик, что делает их идеальными для установки и игры в них на работе. Людей, которые много времени провели за игрой в мады такого типа, построенные на кодовой базе "ew-too", называют "сподами" [spod].

Психология и стили игры

Шерри Тёркл [Sherry Turkle], доктор социологии науки в MIT (Массачусетский технологический институт), в своей книге "Life on the Screen" ["Жизнь на экране"] изложила теорию о том, что постоянная (во многих случаях занимающая слишком много времени) игра в мады позволяет игрокам ощущать себя в различных виртуальных мирах совершенно разными личностями. Она приводит примеры, относящиеся к текстовым мадам середины девяностых, когда студенты колледжа одновременно живут жизнью троих персонажей в разных мадах и в то же время умудряются заниматься домашними заданиями. Студенты утверждали, что это способ на время "выключиться" из своей жизни и стать частью другой реальности. Тёркл считает, что такое "выключение" может стать психологической проблемой для сегодняшней молодежи.

Тема человеческих взаимоотношений в виртуальных мирах поднимается в коротком эссе Рафа Костера [Raph Koster], которое называется "История о дереве" ["A Story About A Tree"]. Это эссе посвящено смерти в реальной жизни Карен [Karyn], которая была игроком мада "LegendMUD".

Наблюдения за жизнью мадов показали, что существуют различные стили игры в мад:

  • "карьеристам" интересно преодолевать препятствия, которые ставит перед ними игра, решать сложные квесты, уничтожать злобных монстров, неутомимо собирать снаряжение для своего персонажа;
  • "исследователи" изучат все закутки виртуального мира и все хитрости игры, побывают в шкуре персонажей всех рас и профессий;
  • "социофилы" большую часть своего времени уделяют общению с другими игроками;
  • ну и, конечно же, "бандиты" (или "убийцы"), которые занимаются тем, что скандалят с другими игроками, а если это разрешается, убивают персонажей других игроков или как-то иначе мешают игре других.

Немногие игроки придерживаются какого-то одного стиля игры, у большинства игроков -- стиль, смешанный из вышеперечисленных. Как сказал Ричард Бартл [Richard Bartle], один из самых авторитетных программистов и обозревателей мадов, отвечая на вопрос, заданный Китом Стюартом [Keith Stuart], интервьюером газеты "Гардиан" ["The Guardian"]: "Люди отправляются туда [в мады, прим.пер.], как герой в путешествие, а получают путешествие в себя".

Сопутствующие темы

http://en.wikipedia.org/wiki/MUD_trees
Схемы, иллюстрирующие иерархию кодовых баз мадов. В "корне" схемы находятся самые первые кодовые базы мадов, далее от них ответвляются кодовые базы-потомки, а от тех -- потомки потомков (дерево иерархии или генеалогия кодовых баз мадов).

http://en.wikipedia.org/wiki/Online_text-based_role-playing_game
Сетевые текстовые ролевые игры, в которые входят и мады.

http://en.wikipedia.org/wiki/Cyberformance
Cyberformance -- кибервыступление (сетевое выступление, виртуальный театр, цифровой театр). Это выступление в реальном времени, вживую, участники которого находятся далеко друг от друга, но выступают вместе, используя для этого интернет и различные компьютерные программы.

http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_architecture
Цифровая архитектура. В нее включаются компьютерное моделирование, программирование, симуляция и построение изображения для создания виртуальных форм и расчета физических свойств конструкций.

Ссылки на статьи

  1. ^ Статьи с интервью, которое Кит Стюарт [Keith Stuart] взял в 2007 году у Ричарда Бартла [Richard Bartle], опубликованные в блоге "Gamesblog" -- блог на сайте газеты "Гардиан", посвященный играм (http://www.guardian.co.uk/technology/gamesblog): а) "Я бы закрыл "World of Warcraft"!" -- создатель первого мада Ричард Бартл о текущем положении дел в индустрии виртуальных миров (ссылка); б) MUD, PLATO и зарождение MMORPG (ссылка).

...продолжение следует...

Замечания к статье можно высказать в специальной теме форума.

 

Русский !МАД-коннектор
The Russian MUD Connector
mudconnector.su

This site is powered by the TWiki collaboration platform Copyright © by the contributing authors. All material on this collaboration platform is the property of the contributing authors.